Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведёт к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Учеными уже давно доказана связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Дело в том, что речевые центры и зоны, ответственные за движения пальчиков находятся в головном мозге в непосредственной близости друг от друга. Развивая мелкую моторику, мы тем самым стимулируем и близлежащую речевую зону.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Мелкую моторику рук развивают:
- различные игры с пальчиками;
- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;
- игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать-наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;
- рисование карандашом (фломастером, кистью и т.д.);
- застегивание и расстегивание пуговиц, одевание и раздевание, завязывание шнурков и т.д.
Народные игры с пальчиками создают прекрасный эмоциональный фон, тренируют умение слушать и понимать, учат улавливать ритм, тембр речи.
Запомните, что игры с пальчиками малыша подбираются с учётом его возможностей и постепенно усложняются. Не требуйте от ребенка того, что не соответствует его психомоторному и физическому развитию.
Для начала разогрейте пальчики: несколько раз согните и разогните их. Можно поиграть в жмурки и вместо хлопков в ладоши попищать резиновыми игрушками. А затем уже приступать к пальчиковым играм.